Владимир Британишский ? Феофан Прокопович

1. Жизнь Феофана

Был роду Феофан купецкого,
но, без отца оставшись смалу,
наверно, вдоволь он победствовал,
его не сразу обласкала
фортуна.

Да, но и постранствовал
немало: Львов, а дальше Краков,
Рим, с перевала Сен-Готардского —
в Гельвецию. В краях и градах
во многих был. Как многоопытный
муж, о котором повествует
Гомер.

Религий разных догматы
знал. Свято место не пустует:
так в древнем Киеве язычество
сменилось верою Христовой.

Но если истина не ищется,
Что толку в вере, хоть и новой!

Что толку в чести, власти, золоте,
коими сердце жадных живо!
(Уж больше толку даже в солоде:
без солода — какое ж пиво!)

Он панагиею с алмазами
себя украсить не хлопочет:
величество людское — в разуме,
а разум явится где хочет.

Где хочет: во дворце и в хижине
и в киевском купецком доме.
И лишь в пустыне, страхом выжженной,
не явится. Где хочет, кроме.

Кроме тех мест, где нужно кланяться
вельможным и деньге-злодейке,
где знатные невежды чванятся
и где любой кабацкий пьяница
тебя продаст за три копейки.

Так нечего лениться-нежиться,
и время нынче не такое,
а надо корчевать невежество,
путь просвещению готовя.
А надо насаждать училища —
пусть древо знанья корень пустит.
Не знатность — знанье будет силища.
Злость дураков язык прикусит.

Библиотека, Академия
и школа для сирот и бедных,
и Ломоносову радение,
рожденному в народных недрах:
все это — дело Феофаново
(начало, замысел, основа)…
А каково все сделать заново,
чтоб не казалось — было ново?

2. Дом Феофана

Дом Прокоповича — на Карповке,
возле Аптекарского сада.

С тех пор, как в рай садово-парковый
ввела философов Эллада,
философы — в родстве с ботаникой,
с садово-парковым искусством.

Но остров-то — необитаемый!
Да и на грунте петербургском,
в болотистой, лесистой местности
взрастет ли сад греко-латинский —
сад любомудрия, словесности,
поэзии — на этой низкой
земле?

На острове Аптекарском
(пока — по-старому — Еловом)
уже искусством архитекторским
воздвигнут дом.
И в доме новом —
новые люди, те, с которыми
хозяин щедрый и радушный
до ночи занят разговорами
(они ему — как хлеб насущный):

какою быть должна поэзия,
о вредных воздухах больных,
и верно ль мнение Картезия,
что нет, мол, чувствий у животных;
о Левенгуке, о материи,
Полюстровских и прочих водах…

Ну, словом, не теряли времени
(ведь это-то и значит отдых!) .

А время что кому пророчило,
иному — плаха или ссылка.

Но гости в доме Прокоповича
беседуют и спорят пылко,
и за полночь окошки светятся,
то шутит, этот правду режет…

И, Просвещения предвестница,
заря над Петербургом брезжит.

3. Европа и Россия

Окнами в Европу были— люди.
Был и Феофан таким окном.
Разум, как в фарфоровом сосуде,
под его большим светится лбом.

В хлебосольном доме петербургском
гости за полночь и пир горой,
Угощались ренским и бургинским,
устрицами, раками, икрой…
— Вон еше того сига отведай!..
— И еще вот этого вина!..
Угощались мудрою беседой,
как в сократовские времена.

Русским, иноземцам, иноверцам —
всем тут рады, вяск уважен тут.
На латинском, на древнееврейском,
итальянском, польском здесь поймут.

С езуитом и старообрядцем
Феофан беседовать готов
(ведь Еразм был вовсе святотатцем,
а толков, куда как был толков!).

Кантемир, Татищев, Тредьяковский
(с кем и поругается — простит) …
И казак, донской или днепровский,
под Москвой в селе его гостит.

Если Петербург — окно в Европу,
то село Владыкино — окно
в Русь: иначе ведь не будет проку
от Европы, то – то и оно.

Псковский и Великоновогородский
архипастырь, но простых простей…
И, наверно, клюквой и морошкой
тоже потчевал своих гостей!

4. Смерть Феофана

Его глава была как Вавилон:
Платон и Аристотель, Цицерон
и Августин с еретиком Еразмом —
из разных в ней сошлись времен , сторон
как на собор. И был собором он,
его соборный, всеобъятный разум.

Пред тем как вступит смерть в свои права,
философ должен произнесть слова.
Что хочешь ты поведать, Прокопович?
И, пальцем постучав по тверди лба,
воскликнул Феофан: «Глава, глава!
Упившись разумом, где ся приклонишь?»

Как вам это стихотворение?

Смотреть видео

Заказать анализ стиха

Читать похожие стихотворения

Послушайте запись стихотворения 👇 и поделитесь вашим мнением о нём

"Хвалебная" Андрей Решетин читает стихи Феофана Прокоповича смотреть видео.

"Лихорадка" Стихи Феофана Прокоповича читает Андрей Решетин смотреть видео.

Лекция Татариновой Л.Е. "Развитие литературного процесса 30-50х годов 18 века" смотреть видео.

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

"Хвалебная" Андрей Решетин читает стихи Феофана Прокоповича

"Лихорадка" Стихи Феофана Прокоповича читает Андрей Решетин

Сожалеем, если Вы не нашли на нашем сайте то что искали. Помогите нам стать лучше, ответив на 2 вопроса.

Ничего не понимаю в стихах
50.35%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции
20.32%
Нет времени, нужно другим заниматься
29.33%
Также вы можете заказть анализ стихотворения у нас, заполнив форму.

Другие произведения автора

Владимир Британишский ? Чюрлёнис

На том автопортрете со свечой он улыбается: не испугался.Хоть знает, что вселенная погасла — одна свеча на целый мир ночной ...

Владимир Британишский ? Происхождение

Сгущалось вещество гуманности и стало сердцем постепенно.Так из лапласовой туманности — и солнышко и вся система, семья планет системы солнечной, ...

Владимир Британишский ? Старый Томск

Во сне явился старый Томск за дымным заревом московским. Он деревянный был, как мост, и я ступал, скрипя по доскам.Резьбою ...

Владимир Британишский ? Греч: Встреча с Батюшковым

Фигурка Батюшкова из «Записок» Греча: та петербургская, последняя их встреча на улице… Каков бы ни был Греч, «Записки»-то его написаны ...

Владимир Британишский ? Клейнмихель

Теперь он — «зверь», «злодей» (с тех пор, как не у дел!). Теперь кто хошь его ругает, устно и печатно, ...

Владимир Британишский ? Деревня

Ничто не может быть приятнее свободы. Для благородного сословья. Мужичье должно кормить господ и приносить доходы. Неволить надобно их. Каждому ...

Владимир Британишский ? Девятое января

Кабы знал наш государь — только он не ведает! — он бы горько зарыдал: что над нами делают!Мы уж скажем ...

Владимир Британишский ? Не нужно осуждать железные дороги

«Не нужно осуждать железные дороги!» — так Тютчев убеждал — друзей, жену, себя…Пусть время — новое, пусть молодые строги к ...

Владимир Британишский ? Война, война!

Война, война! При входе в первый класс война вставала радугой кровавой, там, высоко, над верой и над правдой, которым школа ...
Другие стихи русских поэтов

Владимир Солоухин ? Снимаю трубку

Молчать, молчать, ревнуя и страдая Нет, все как есть простить, Вернуть ее назад! Снимаю трубку, ...

Георгий Адамович ? Из голубого океана

Из голубого океана, Которого на свете нет, Из — за глубокого тумана Обманчиво — глубокий ...

Владимир Высоцкий ? И душа, и голова, кажись, болит

И душа, и голова, кажись, болит — Верьте мне, что я не притворяюсь. Двести тыщ ...

Демьян Бедный ? Никто не знал

Был день как день, простой, обычный, Одетый в серенькую мглу. Гремел сурово голос зычный Городового ...

Зинаида Гиппиус ? Божий суд

Это, братцы, война не военная, Это, други, Господний наказ. Наша родина, горькая, пленная, Стонет, молит ...

Евгений Евтушенко ? Не понимаю, что со мною сталось

Не понимаю, что со мною сталось? Усталость, может,- может, и усталость. Расстраиваюсь быстро и грустнею, ...

Зинаида Гиппиус ? Час третий

Ты разум человеческий, его огонь и тишь, Своей одною силою, Любовь, — не победишь ...

Владимир Корнилов ? Эстакада

И несу свою бодягу Никому ни ко двору, И не ведаю, где лягу, Если все-таки ...

Василий Жуковский ? Мечта

Родная б спросила: «Что, друг мой, с тобой? Ты вся разгорелась, как день молодой». «Родная, ...

Василий Капнист ? Осень

В дубраве грозна буря воет, Крутится вихрем дождь и град. С горы стремясь, долину роет ...
Добавить комментарий

Adblock
detector