Владимир Британишский ? Феофан Прокопович

1. Жизнь Феофана

Был роду Феофан купецкого,
но, без отца оставшись смалу,
наверно, вдоволь он победствовал,
его не сразу обласкала
фортуна.

Да, но и постранствовал
немало: Львов, а дальше Краков,
Рим, с перевала Сен-Готардского —
в Гельвецию. В краях и градах
во многих был. Как многоопытный
муж, о котором повествует
Гомер.

Религий разных догматы
знал. Свято место не пустует:
так в древнем Киеве язычество
сменилось верою Христовой.

Но если истина не ищется,
Что толку в вере, хоть и новой!

Что толку в чести, власти, золоте,
коими сердце жадных живо!
(Уж больше толку даже в солоде:
без солода — какое ж пиво!)

Он панагиею с алмазами
себя украсить не хлопочет:
величество людское — в разуме,
а разум явится где хочет.

Где хочет: во дворце и в хижине
и в киевском купецком доме.
И лишь в пустыне, страхом выжженной,
не явится. Где хочет, кроме.

Кроме тех мест, где нужно кланяться
вельможным и деньге-злодейке,
где знатные невежды чванятся
и где любой кабацкий пьяница
тебя продаст за три копейки.

Так нечего лениться-нежиться,
и время нынче не такое,
а надо корчевать невежество,
путь просвещению готовя.
А надо насаждать училища —
пусть древо знанья корень пустит.
Не знатность — знанье будет силища.
Злость дураков язык прикусит.

Библиотека, Академия
и школа для сирот и бедных,
и Ломоносову радение,
рожденному в народных недрах:
все это — дело Феофаново
(начало, замысел, основа)…
А каково все сделать заново,
чтоб не казалось — было ново?

2. Дом Феофана

Дом Прокоповича — на Карповке,
возле Аптекарского сада.

С тех пор, как в рай садово-парковый
ввела философов Эллада,
философы — в родстве с ботаникой,
с садово-парковым искусством.

Но остров-то — необитаемый!
Да и на грунте петербургском,
в болотистой, лесистой местности
взрастет ли сад греко-латинский —
сад любомудрия, словесности,
поэзии — на этой низкой
земле?

На острове Аптекарском
(пока — по-старому — Еловом)
уже искусством архитекторским
воздвигнут дом.
И в доме новом —
новые люди, те, с которыми
хозяин щедрый и радушный
до ночи занят разговорами
(они ему — как хлеб насущный):

какою быть должна поэзия,
о вредных воздухах больных,
и верно ль мнение Картезия,
что нет, мол, чувствий у животных;
о Левенгуке, о материи,
Полюстровских и прочих водах…

Ну, словом, не теряли времени
(ведь это-то и значит отдых!) .

А время что кому пророчило,
иному — плаха или ссылка.

Но гости в доме Прокоповича
беседуют и спорят пылко,
и за полночь окошки светятся,
то шутит, этот правду режет…

И, Просвещения предвестница,
заря над Петербургом брезжит.

3. Европа и Россия

Окнами в Европу были— люди.
Был и Феофан таким окном.
Разум, как в фарфоровом сосуде,
под его большим светится лбом.

В хлебосольном доме петербургском
гости за полночь и пир горой,
Угощались ренским и бургинским,
устрицами, раками, икрой…
— Вон еше того сига отведай!..
— И еще вот этого вина!..
Угощались мудрою беседой,
как в сократовские времена.

Русским, иноземцам, иноверцам —
всем тут рады, вяск уважен тут.
На латинском, на древнееврейском,
итальянском, польском здесь поймут.

С езуитом и старообрядцем
Феофан беседовать готов
(ведь Еразм был вовсе святотатцем,
а толков, куда как был толков!).

Кантемир, Татищев, Тредьяковский
(с кем и поругается — простит) …
И казак, донской или днепровский,
под Москвой в селе его гостит.

Если Петербург — окно в Европу,
то село Владыкино — окно
в Русь: иначе ведь не будет проку
от Европы, то – то и оно.

Псковский и Великоновогородский
архипастырь, но простых простей…
И, наверно, клюквой и морошкой
тоже потчевал своих гостей!

4. Смерть Феофана

Его глава была как Вавилон:
Платон и Аристотель, Цицерон
и Августин с еретиком Еразмом —
из разных в ней сошлись времен , сторон
как на собор. И был собором он,
его соборный, всеобъятный разум.

Пред тем как вступит смерть в свои права,
философ должен произнесть слова.
Что хочешь ты поведать, Прокопович?
И, пальцем постучав по тверди лба,
воскликнул Феофан: «Глава, глава!
Упившись разумом, где ся приклонишь?»

Как вам это стихотворение?

Смотреть видео

Заказать анализ стиха

Читать похожие стихотворения

Послушайте запись стихотворения 👇 и поделитесь вашим мнением о нём

"Хвалебная" Андрей Решетин читает стихи Феофана Прокоповича смотреть видео.

"Лихорадка" Стихи Феофана Прокоповича читает Андрей Решетин смотреть видео.

Лекция Татариновой Л.Е. "Развитие литературного процесса 30-50х годов 18 века" смотреть видео.

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Библейские семинары Сорокина В.В.

Владимир Лакшин о романе "Евгений Онегин" как об "энциклопедии пушкинской души" (1979)

Сожалеем, если Вы не нашли на нашем сайте то что искали. Помогите нам стать лучше, ответив на 2 вопроса.

Ничего не понимаю в стихах
50.35%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции
20.32%
Нет времени, нужно другим заниматься
29.33%
Также вы можете заказть анализ стихотворения у нас, заполнив форму.

Другие произведения автора

Владимир Британишский ? Китайский термос

Здесь, где сурово все и просто, Средь повседневности лесной, Единственное сумасбродство — Китайский термос расписной.Такой забавный этот термос — Две ...

Владимир Британишский ? Там, в городах, левели и правели

Там, в городах, левели и правели, а я все жил среди простых людей, которые понятья не имели о левости и ...

Владимир Британишский ? Тонкая ниточка узкоколейки

Тонкая ниточка узкоколейки, почти терявшаяся в зеленом хаосе древесины, листвы, первобытной бесформенной массы белорусских лесов,— эта ниточка была металлическая. Как ...

Владимир Британишский ? Стол. Ужин. Абажур. Вечерний ритуал

Стол. Ужин. Абажур. Вечерний ритуал: отцу после еды читаю вслух газету: Чиано… Чемберлен… (чуть-чуть уже устал) Чунцин, Чанчжи, Чанцзы, Чжецзян ...

Владимир Британишский ? Улицы столицы многолюдны

Улицы столицы многолюдны. Люди здесь торопятся, не ждут… Не живут в столице однолюбы: все они в провинции живут!Над столицей яркие ...

Владимир Британишский ? История есть греческое слово

История есть греческое слово: деяния или дела людей — благие, злые. Праведник, злодей — дождутся в будущем суда людского.А знание ...

Владимир Британишский ? Восток и Запад

1Местный — как это называется — абориген, азиат, хранитель восточной (собственно, северо-восточной: беседа происходила вблизи Полярного круга, но, как бы ...

Владимир Британишский ? О, растенья-пустынники дюнных песков

О, растенья-пустынники дюнных песков! Ваша плоть аскетично суха. Два-три злака да сосны среди лоскутков, аппликаций исландского мха.Я по берегу брел, ...

Владимир Британишский ? Молодой Толстой

Он — у Донона, у Дюссо, он — в клубе, он в воксале в Павловске. Такой веселый, lebensfroh, такой сердечный, ...

Владимир Британишский ? Быт

Толчет он воду в ступе, болтает ложкой в супе и все одно толкует: грозит, что заколдует! ...
Другие стихи русских поэтов

Геннадий Айги ? Вместе

эта беженка снова с детьми в коридоре – едва на полу уложились – по лицам ...

Владимир Маяковский ? Товарищи, в миролюбие Антанты не верьте… (РОСТА №216)

1. Товарищи, в миролюбие Антанты не верьте.2. Антанта только временем вертит.3. Польша через Антанту мириться ...

Вячеслав Иванов ? Духи глаз

Gli spiriti del visoЕсть духи глаз. С куста не каждый цвет Они вплетут в венки ...

Евгений Баратынский ? Весна, весна

Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире ...

Георгий Ладонщиков ? Улица поёт

Хотя и осень хмурится И ветер дует злой, Сегодня с нашей улицы Повеяло весной. Флажки, ...

Даниил Андреев ? Стансы

Венцом касаясь небосвода, Едва очерчен впереди Великий дух — творец народа С чертогом солнечным в ...

Валерий Брюсов ? По поводу «Me eum esse»

«О, эти звенящие строки! Ты сам написал их когда-то!» — Звенящие строки далеки, Как призрак ...

Игорь Северянин ? Амбруаз Тома

Тома, который… Что иное Сказать о нем, как не — Тома!.. Кто онебесил все земное ...

Владимир Маяковский ? Силу в кулак, волю в узду

Чувства в кулак, волю в узду! Рабочий, работай! Не охай! Не ахай! Выполнил план — ...

Владимир Британишский ? Чюрлёнис

На том автопортрете со свечой он улыбается: не испугался.Хоть знает, что вселенная погасла — одна ...
Добавить комментарий

Adblock
detector